Главная

Администрация

Поселения

Организации

Документы

Экономика и финансы

О районе

Создать материал

Материалы корпорации МСП

Нам пишут

 15 мая 1942 года летчик Г.Я. Бахчиванджи поднял в воздух первый советский самолет с жидкостным реактивным двигателем. В этот день была открыта эра реактивной авиации. Полет стал преддверием космических полетов. На седьмом испытательном полете 27 марта 1943 год Г.Я. Бахчиванджи погиб. О самом герое, его полетах много рассказано и написано. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, но к сожалению, 31 год спустя после смерти. А вот о киносъемках его двух последних полетов стало известно совсем недавно.

 В один из мартовских дней 1943 года к директору Свердловской кинохроники Г.Г. Цигелю пришли и сказали, что завтра киносъемка, о которой распространяться не нужно. И предложили, чтобы ее провел оператор Иван Мефодьевич Косицын. Это мой дядя, который родился в селе Тяглое Озеро в 1900 году. В годы Гражданской войны он воевал в 25-й Чапаевской дивизии. Работал оператором в Самарской киностудии, а с 1935 - на Свердловской студии кинохроники. Дядя создал более 30 фильмов, многие из них вошли в золотой фонд советской документальной кинематографии. Например, «ЧТЗ», «По реке Чусовой» (1938г.), «День нового мира» (1940г.), «Уралзис», «Свердловск - столица Урала» (1943г.), «В горах южного Урала» (1944г.), «Тайга покоренная», «В таежном краю» (1945г.), «Новотагильские доменщики» (1951г.) и другие. Он снимал героев первых пятилеток, уральских заводов. В эти же годы совершили свой беспримерный перелет Чкалов, Байдуков, Беляков. Летчики возвращались в Москву с острова Удд. Навстречу им в Омск, где предполага лась посадка героев, выехало со всей страны много корреспондентов. Среди них был и И.М. Косицын. Около двух тысяч сюжетов снято им для киножурналов «Советский Урал», «Новости дня», «Спорт», «Пионерия». Он награжден нагрудным значком с эмблемой павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке.

 … Утром машина с кинооператором была в свердловском аэропорту «Кольцово». То, что увидел Иван Мефодьевич на взлетной полосе, очень удивило его. Там стоял, как он выразился, «маленький самолетик с короткими крылышками», похожий на сигару, у которой в передней и хвостовой части были отверствия». Вокруг самолета ходили, смотрели, что-то делали четыре человека. Косицыну сказали: «Снимайте взлет и посадку и чтобы самолет был хорошо виден на экране. Съемку не прекращать, чтобы не случилось в небе».

Кинооператора смущал тот факт, что самолет был без пропеллера. Как же он взлетит? Но самолет взлетел и через несколько минут полета удачно пошел на посадку. Кадры сняты, работа закончена. Тот кто руководил съемкой, пожал руку Косицыну и забрал коробку с пленкой. Прошло несколько дней и Косицын снова в «Кольцово». И снова взлет. «Взлет-то был, вспоминал Иван Мефодьевич, - а посадки не было». Набрав высоту самолет почти вертикально пошел вниз. Съемка была секретной. Фамилию летчика Косицын узнал значительно позже. А свои кадры той уникальной съемки он увидел только в 60-х годах в кинофильме «Им покоряется небо».

Н. КОСОЛАПОВА.

Фоторепортажи

Меню Администрация